Страничка педагога-психолога

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Бережок» п. Новинки, Богородского района Нижегородской области

Страничка педагога-психолога

 

   

Педагог-психолог Кулигина Анна Валерьевна - образование высшее педагогическое, стаж работы-18 лет

Консультация для родителей

   

УПРЯМСТВО ИЛИ НЕЗАВИСИМОСТЬ (часть 1)

 С некоторых пор ребенка как подменили. Прежде ласковый и послушный, он вдруг превратился в капризного, несговорчивого упрямца. На любое слово родителей отвечает: «Нет! Не буду! Не хочу!» И попробуй ему в чем-то отказать – он закатит настоящую истерику. Неужели характер ребенка непоправимо испортился? Как теперь с ним себя вести? Этими вопросами мучаются многие родители. Для начала оговоримся, что упрямство может быть ситуативным («вообще-то он хороший, но иногда как упрется…»), а может стать чертой характера («он всегда нарочно все делает наоборот…»).

Итак, в первой части статьи мы рассмотрим СИТУАТИВНОЕ УПРЯМСТВО.

 СИТУАТИВНОЕ УПРЯМСТВО

u   Ребенку неприятно то, что действительно предлагает ему взрослый: он

действительно не любит молоко, действительно еще не хочет спать, действительно хочет поиграть именно с этой игрушкой.

u  Возможно, ребенок капризничает оттого, что устал или плохо себя

чувствует.

Прежде всего, подумайте, нельзя ли уступить ему или найти компромиссное решение (например: «выпей полчашки молока, а остальное оставишь; поиграй еще 10 минут и пойдем спать; давай купим эту игрушку, когда получу деньги»). В подавляющем большинстве случаев такое решение найти можно.

Однако бывают случаи, когда уступить все же нельзя.

Тогда, в зависимости от возраста ребенка можно сделать следующее:

1.      Объяснить ребенку, почему вы не можете сделать так, как он хочет. Ваше

объяснение должно быть честным и убедительным. Важно помнить, что пространные философские рассуждения о несовершенстве мироздания, в котором человек обречен страдать, тут неуместны.

2.      Иногда, чтобы облегчить состояние ребенка, сделайте вместе с ним то, чего

требуете, например, выпейте горячее молоко с пенками. Желательно признать вслух, что то, что вы от него требуете, действительно неприятно («Я сама в детстве терпеть не могла горячее молоко, но если мы не будет пить, то не поправимся и не сможем пойти гулять…»). Но даже если вы считаете, что речь идет о ерунде, покажите, что уважаете права ребенка считать иначе. Увещевания типа «почему ты не любишь есть капусту – ведь она такая вкусная» бессмысленны, так как о вкусах не спорят. Можно сказать так: «Я знаю, что ты не любишь капусту. Съешь три ложки и мы забудем о ней. Обещаю тебе, что на ужин капусты не будет». Уничижающие высказывания типа «Что за парень, который не есть все подряд» - не для детей. Это вы можете говорить сами себе, когда приходится есть что-то невкусное.

3.      Иногда ребенка можно «подкупить»: «Закапаем эти противные капли, а потом я

тебе дам конфету».  Дело здесь, конечно, не в подкупе, а в том, что ужасная перспектива горечи во рту обещает смениться приятной – сладкой конфетой.

4.      Если ребенок маленький, можно включить неприятное действие или процедуру

в игру: предложить, например, дочке, которая категорически отказывается есть, покормить своего не менее упрямого мишку.

5.      Иногда целесообразно просто отвлечь внимание ребенка предметом («смотри,

какая машина проехала за окном»), событием («как славно играют эти кошечки») или просто неожиданным поворотом мысли («а кстати, кто же у нас вчера в лото выиграл?».

6.      Иногда помогает и ход от противного: «Только не вздумай выпить это молоко!

Иначе мне ничего не достанется». Дети прекрасно понимают, что это шутка, но молоко чаще всего молниеносно выпивается, как только вы выходите из комнаты. Можно, вернувшись, удивляться и поинтересоваться, уда же девалось молоко. Если дети скажут, что приходил какой-то сказочный, мультяшный герой, то прекрасно! Отныне этот персонаж будет всегда помогать вам добиваться своего.

                              ХАРАКТЕРНОЕ УПРЯМСТВО

Вам предстоит серьезная работа над собственным поведением. Коль скоро у вас упрямый ребенок, попробуйте в течение одного дня записать, сколько раз вы отдали ему разного рода распоряжение, предупредили о чем-либо, сколько сделали замечаний. Попутно отметьте количество похвал, доставшихся на долю ребенка. Обращались ли вы к нему с вопросами: «А ты что хочешь?», «Что собираешься делать?». Если записей первого рода значительно больше, у вас есть причины для беспокойства.

Дети живут в другом темпе, чем взрослые. Для ребенка год жизни примерно то же, что для взрослых 5-7 лет. Поэтому взрослые часто не успевают заметить, что их ребенок уже вырос из коротеньких штанишек и обращаться с ним надо иначе. С каждым годом увеличиваются возможности ребенка самостоятельно обеспечить свои жизненные потребности, самому определять свой образ жизни.

К примеру, пятилетний ребенок вполне может решить сам:

u  Что он будет есть на ужин (из имеющихся на столе блюд) и в каком количестве,

u  Чем он займется в свободное время – порисует, повозится с конструктором или пластилином, и что именно он будет собирать или лепить,

u  Какую книжку хочет посмотреть,

u  Кого пригласить в гости на день своего рождения,

u  Спать с игрушками или без них,

u  Куда пойти сегодня погулять,

u  Какое платье или рубашку надеть, какую прическу сделать и т.д.

Как и взрослый человек, ребенок имеет право:

u  быть не в духе,

u  иметь свои вкусы и привычки, собственную точку зрения,

u  иметь в доме свое пространство, где он может поддерживать милый его сердцу порядок или беспорядок,

u  распоряжаться своими вещами по собственному усмотрению.

Характерное упрямство возникает чаще всего как защитная реакция на чрезмерную опеку или чрезмерную авторитарность взрослых – это попытка защитить себя, свою независимость. Пусть это вас не пугает. Гораздо страшнее люди без собственной воли  и убеждений. Послушание, удобное для взрослых, - свойство натуры, но оно не главное. Гораздо важнее такие качества, как любознательность, самостоятельность, активность. И чем старше ребенок, тем большая степень свободы ему необходима, и мы, взрослые, должны это понимать.

 

"Чем бы дитя не тешилось"

Немного о гаджетах…

«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» или не мешало. А не мешало, когда нам нужно уделить время себе, ответить на срочный звонок, сделать домашние дела или просто посидеть в тишине, почитать книгу, посетить просторы интернета.

Первое, что приходит в голову — это включить мультики или дать поиграть в планшет. И, оооооооо, долгожданная свобода: ребенок занят, он не пристает с бесконечными расспросами, ничего не разбрасывает и не просит поиграть с ним.

К сожалению, реальность такова, что современные малыши с удовольствием играют с гаджетами, но испытывают трудности в играх с обыкновенными игрушками, а проще говоря, почти в них не играют. Сначала заинтересованность ребенка виртуальными играми радует родителя: «О, мой сын/дочь такой умный, любознательный... он уже в 1,5 года разбирается в том, куда нажать пальчиком на клавиатуре, так быстро «схватывает» новые правила компьютерной игрушки», и т.д. и т.п.
Через какое-то время ... вдруг... родитель начинает замечать: «А ведь мой ребенок уже не может без планшета или смартфона...». Он не слышит, что говорит родитель, пока играет в компьютерные игры, он «закатывает скандал», если лишается любимой игрушки... да и вообще, что-то с другими ребятами не может наладить какой-нибудь мало-мальский контакт.
И вот тут родитель готов кричать «SOS!», или же все-таки кричит... Начинается поиск ответов на бесчисленное количество цепляющихся друг за друга вопросов, суть которых заключается в следующем: «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Какова роль гаджетов в жизни ребенка?
Для малыша это, в первую очередь что-то яркое, привлекающее внимание, занимательное. Дети быстро обучаются работать с планшетами и смартфонами, и порой очень удивляют нас, взрослых, этой способностью. На самом деле гаджет — самая обыкновенная вещь, без которой в современном мире невозможно представить нашу жизнь. Но довольно часто эта «самая обыкновенная вещь» становится в жизни ребенка настолько необходимой, что заменяет все, что важно для его полноценного развития. В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир через общение и игру, создает свою картину мира. Познавая мир через виртуальные игры, он рискует так и не понять реальный мир с его определенными законами, особенностями. Проводя много времени за планшетом или смартфоном, ребенок остается в одиночестве, без «живого» общения, без друзей, ему очень сложно поддерживать долгосрочные отношения с детьми, адекватно проявлять свои эмоции и также адекватно реагировать на эмоциональные проявления других людей. В целом можно отметить, что в психическом развитии ребенка происходят деформации.

На самом деле в мире так много интересного, впечатляющего, яркого, что ограничиваться рамками гаджетов — это, по-моему, означает обесценивание жизни как таковой. Почему-то мы, взрослые, забываем игры, в которые сами играли в детстве. На самом деле обучение этим играм своих детей не так энергозатратно, как нам кажется. Покажите своим ребятишкам, как играть в «классики», прятки, лото, шашки. Научите ребенка строить необыкновенные постройки из стульев, одеял и других подручных средств, которые есть в вашем доме. Устраивайте семейные ужины, совместные прогулки, играйте в настольные игры всей семьей, к счастью сейчас их появилось великое множество. Так, настольные игры могут частично заменить компьютерные игры, ведь там ребенок получает живое общение и реальные эмоции, учится логически думать, взаимодействовать, он видит реакцию живых людей. Рисуйте, лепите, конструируйте вместе с детьми, читайте книги, слушайте детское радио или детские аудиокниги. Тут для взрослых — простор для фантазии.

А реальное общение! Оно бесценно! Об общении можно говорить и говорить, а сколько оно дает для развития ребенка! Согласна с тем, что большинство родителей видят детишек только вечером. Самое главное, чтобы ребенок чувствовал, что во время общения взрослый находится именно с ним, а не со своими мыслями или другими членами семьи. Даже 15-20 минут в день такого включенного общения могут дать ребенку больше, чем целый день нахождения родителя с ним.

Очень важен пример родителей. Если родители целыми вечерами сидят в социальных сетях или же играют в игры, то не стоит ждать чего-то другого от ребенка, он будет один в один повторять действия родителей. А вот если родители демонстрируют ребенку, что компьютеры им необходимы для развития или работы, то ребенок будет рассматривать компьютер как средство для достижения реальных целей (заработок, знания).
То есть, компьютер можно и нужно использовать во благо. С ребенком можно искать незнакомые слова, учить пользоваться справочными системами, читать электронные книги, прокладывать маршруты при планировании поездки. Желательно, чтобы все это проходило под наблюдением взрослого, а не пущено на самотек.

Когда же давать ребенку гаджеты?

Я считаю, что чем позже, тем лучше. Потому что, если ребенок не увидел, не услышал, не потрогал окружающий мир, если он его не познал с помощью проб и ошибок (ударился, упал, сломал игрушку, что-то разбил и др.), если он не пытался его «совершенствовать» с помощью своих «изобретений» (конструирование, рисование, лепка, рассказывание фантастических историй, сюжетные игры и др.), то его реальный мир не будет сформирован, он будет хрупок, и легко проиграет виртуальному миру.

 «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальные период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что в приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

 

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

1. Возраст.

2. Состояние здоровья

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь;

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители.

Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.

Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательное переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.

Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенка детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото.)

Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей-быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е, четкое соблюдение режима.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.

3. Неумение занять себя игрушкой.

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми. Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Им свойстенно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и всерстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад.

Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

 

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке.)

6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

 

Что делать, если…

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада

2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.

4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.

5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

6. Поддерживать дома спокойную обстановку.

7. Не перегружайте ребенка новой информацией.

8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.


Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке.)

6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

 

Что делать, если ребенок не хочет идти спать

1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает.)

2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.

3. Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.

4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.

6. Спойте ребенку песенку.

7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

 

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.

2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

3. Убирайте игрушки вместе.

4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.

5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

 

Дата последнего обновления страницы 09.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»