Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №206 «Бережок»

г. Нижний Новгород, п.Новинки,

Страничка педагога-психолога

 

   

Педагог-психолог Сизова Дарья Сергеевна - образование высшее педагогическое, стаж работы-8 лет

Консультация для родителей

 

  

                           

 

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ЧТЕНИЮ КНИГ

ШАГ ПЕРВЫЙ

Приучать ребенка к книге лучше с раннего возраста. Покупайте ему яркие книги с большими иллюстрациями, которые ему нравилось бы разглядывать. Показывайте, как надо обращаться с книгой, читайте вслух с выразительной интонацией, показывайте картинки и рассказывайте, что изображено на них. Пусть малыш сам переворачивает странички и участвует в обсуждении. В этом возрасте стоит выбирать короткие и простые тексты (лучше всего сказки о животных). С малых лет необходимо учить ребенка бережному обращению с книгой: не рвать, не рисовать на страницах и т.д.

ШАГ ВТОРОЙ

Следите за тем, чтобы ребенок не засиживался у телевизора. Чтение книг должно стать ежедневным. Обязательно находите время для того, чтобы почитать ему очередную сказку. С двухлетнего возраста у ребенка уже начинают формироваться предпочтения, позвольте ему самому выбирать книгу.

ШАГ ТРЕТИЙ

С 4-5 летнего возраста можно брать ребенка в книжный магазин или библиотеку. Покупайте ту книгу, которая понравилась и ребенку, и вам. Старайтесь мягко подсказывать ребенку, помогать ему с выбором. Книги по возрасту, содержащие элементы насилия или мистики, могут отпугнуть ребенка. Лучше всего выбирать книги, которые будут рассказывать о жизни его сверстников и отвечать на волнующие его сейчас вопросы. Во время совместного чтения книг заостряйте внимание ребенка не только на иллюстрациях, но и на тексте. Если регулярно читать с ребенком, показывать ему буквы и называть их, малыш уже к школе практически освоит алфавит.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

Не отказывайте ребенку, когда он просит почитать ему, даже если он уже овладел этим навыком. Начните читать, а потом предложите ребенку самому дочитать главу или абзац, постепенно увеличивая объем текста. Но даже если ребенок справляется без вашей помощи, все равно интересуйтесь процессом, обсуждайте с ним прочитанное, задавайте вопросы.

ШАГ ПЯТЫЙ

Старайтесь преподносить каждую книгу как сюрприз, загадку. Прочтите ему краткий анонс или расскажите о своем впечатлении от этой книги.

 

Если вы никогда не берете книгу в руки, то не удивляйтесь, что и ребенок будет проявлять к книге все меньше и меньше интереса. Своим отношением к книге дайте понять ребенку, сколь важно чтение для каждого человека.

 


 

                            

 

ВОЛШЕБНЫЕ ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ СПАСУТ ОТ ДЕТСКИХ ИСТЕРИК

Перед сном

v «Пора спать. Ты как предпочитаешь добраться до своей комнаты – на четвереньках или задом наперед? Твой выбор!»

v «Пора чистить глазки!» (сделайте несколько движений перед глазами, как будто вы чистите зубы и дождитесь фразы «Мам, не глазки!!»).  - «Ой, ты прав, пора чистить ушки!» (тут реакция, скорее всего, будет более бурной). - Ну и наконец: «Ну все, я сдаюсь, что же сейчас пора чистить?» «Зубки!» – дитя в восторге и отправляется в ванную без намека на скандал.

v «Пора надевать пижаму! Может, вот так?» – и наденьте детские пижамные штаны себе на голову или на руки.

v «Пора в ванную. Ты полетишь на ракете (поднимите малыша вертикально вверх с соответствующим звуком) или поплывешь на подводной лодке?» Возьмите малыша подмышку и медленно продвигайтесь, сигналя «бип-бип-бип».


Уборка игрушек

v «Пора убирать игрушки. Какие две песенки ты бы хотел услышать, пока мы будем все собирать?»

v «Пора убирать игрушки. Давай посмотрим, кто быстрее все уберет – ты вот этот паззл или я вот этот конструктор?»

v «Давай ты их будешь не складывать, а бросать?» Перед этим убедитесь,

что «бросания» есть подходящее место, и незаметно спрячьте те игрушки, которые могут не вынести такого обращения.

Еда

v «Первым еду получит тот, у кого чистые руки».

v Поставьте тарелку с нарезанными овощами на свое место за столом и скажите: «Надеюсь, у нас в доме нет овощных воришек?» Потом отвернитесь и занимайтесь несколько минут чем-нибудь еще, пока малыш, хихикая, подъедает овощи с вашей тарелки.

v «Чего бы нам такого добавить, чтобы эта еда стала повкуснее?» – если малыш отказывается есть то, что ему дали, можно попытаться вместе сделать блюдо вкуснее.


Выход из дома

v «Мы уходим. Одеваемся столько, сколько я пою эту песенку». Пропойте веселую песенку и, когда она закончится, скажите: «Пора идти. Ты уверен, что все успел надеть?»

v «А ты знаешь историю о девочке и ее фиолетовой кошке? Нет? Я расскажу тебе о ней, когда сядем в машину».

v «А ты умеешь сидеть на детском сидении вверх ногами?». Дождитесь смеха и криков «Нет, мамочка». «А спиной вперед?» – и так до тех пор, пока ребенок не продемонстрирует вам правильный способ усаживаться в машине.

  

Вы всегда можете найти способ помочь Вашему ребенку! А использовав свое чувство юмора – доставите удовольствие не только ребенку, но и себе!

 

 

Что делать, если у ребенка истерика?

Ребенок кричит, топает ножками, размахивает руками, вот-вот упадет на пол. Что делать: пристыдить, отшлепать, накричать? Или наоборот - приласкать?

Почти у всех детей от 2 года до 4 лет изредка бывают припадки истерии. В этом возрасте у ребенка появляются свои желания, он начинает ощущать себя личностью. Он активно заявляет миру о том, что чувствует, когда не может получить желаемое. 

Итак,

1.      Проявите выдержку!

Сделайте вид, что ничего страшного не происходит. Так вам будет легче сохранить собственное спокойствие, которое необходимо в данный момент. А еще - ровный голос, уверенные действия взрослого умиротворяюще действуют на ребенка, иногда этого бывает достаточно, чтобы и он утихомирился. Но только иногда. Чаще всего крик не утихает, слезы не прекращаются.

2.      Найдите причину!

   Вспомните и проанализируйте все, что предшествовало истерике. Часто поводом столь бурного проявления эмоций послужил незначительный случай (Сломалась любимая игрушка. Одного ребенка погладили по головке, а другому сказали, чтобы он отошел. В детском саду или на улице ребенка кто-то передразнил.), а причиной могут быть

u  последствия перенесенной болезни, в результате которой ослабла нервная система ребенка,

u  адаптация после болезни (во время болезни ребенок был окружен повышенным всеобщим вниманием, а после выздоровления лишился его, самое время побороться за это чрезмерное внимание в обычных условиях),

u  эмоциональное переутомление. Праздники, гости, посещение нескольких «елок» в течение двух недель... Часто мы за несколько дней стараемся развлечь ребенка «впрок», ломаем привычный режим его жизни, не задумываясь о негативных последствиях. К эмоциональному переутомлению ведет и бесконечное сидение у телевизора или «зависание» в компьютерных играх и мультиках, когда ребенок смотрит не только детские передачи, но и взрослые. Эпизоды драк, убийств, дикие крики и ругань героев невольно усваиваются ребенком как норма жизни, что отнюдь не способствует укреплению его нервной системы.

В каждой семье есть проблемы, которые плохо влияют на состояние психики малыша. Проанализируйте их, посмотрите, как ребенок на них реагирует, постарайтесь «вычислить» те ситуации, когда его реакция неадекватна, излишне болезненна.

3.      Действуйте! Как только вы заметите, что малыш действительно впал в истерику,

попробуйте отвлечь его, например, обратите его внимание на какой-то яркий и интересный предмет; используйте игрушку, которая в ваших руках тоже «заплачет или засмеется»; обратите внимание на умывающуюся кошку или играющую собаку.

Если же поводом для истерики стало ваше невнимание, извинитесь перед ним (да, если вы не правы, вы должны извиниться перед ребенком!), и в следующий раз не допускайте такого неуважения. Ведь он - личность, с которой надо считаться.

Развяжите у него все тугие завязки, пояс, расстегните верхние пуговицы на одежде.
Умойте ребенка холодной водой. Очень полезно подставить кисти рук под струю воды. Постарайтесь, чтобы струя попадала на запястья, туда, где прощупывается пульс. Можно быть понастойчивей, если ребенок сам не хочет идти к умывальнику.

 Самое главное - не «сводите счеты» с малышом, не упрекайте его, и тем более - не наказывайте. Он уже наказан. Лучше подумайте, как в дальнейшем избежать подобных сцен.

А спустя несколько часов - расскажите ребенку о том, как было неприятно и вам, и всем окружающим наблюдать его истерику. Договоритесь, что больше подобное не повторится. Сами же еще раз постарайтесь найти причину, вызвавшую аффект.  

4.      Ложная истерика. Часто дети лишь имитируют истерику для того, чтобы добиться

желаемого: ложатся на пол, кричат, требуют, чтобы им что-то купили, дали, разрешили и т.п. Если во время аффекта ребенок действительно не может сам контролировать себя и нуждается в помощи взрослых, то во время таких «концертов» он прекрасно владеет собой. Правда, бывает, что малыш, изображая аффект, так входит в роль, что и впрямь становится неуправляемым, то есть ложная истерика переходит в настоящую. Если вы видите, что ребенок «играет на публику», сделайте вид, что вы его не замечаете. Уйдите в другую комнату, проявите твердость и выдержку. Как только ребенок поймет, что фокус не удался - слезы сразу высохнут. Зачем рыдать, если своего все равно не добьешься?

 

 

 


 

                           

Детский сад - новый период в жизни ребенка. И это разрушение привычного мира, где было все понятно: рядом мама и папа, свои игрушки, свой и только свой режим дня. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Ребенку приходится адаптироваться, то есть приспосабливаться к новым условиям. Надо отметить, что дети обладают удивительной ригидностью (то есть отсутствием гибкости):  они с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам. Адаптационный период к детскому саду у каждого ребенка протекает индивидуально: одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют  возраст ребенка, состояние здоровья, уровень навыков самообслуживания, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности, приближенность домашнего режима к режиму детского сада и др.  

С какими трудностями приходится сталкиваться ребенку в период адаптации к детскому саду?

     Во-первых, надо помнить, что до 3-х лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

     Во-вторых, дети младшего дошкольного возраста испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере на первых порах в детском саду. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в детском саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

     В-третьих, дети 3-х летнего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому  ребенок не может быстро адаптироваться к новым условиям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

     В-четвертых, часто дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить в туалет и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

 

Как помочь ребенку в этот период?

Первое, что нужно сделать, - заранее начать подготовку к детскому саду. Лучше будет, если ребенок начнет привыкать к нему в течение определенного времени, например, месяца. Так, в первый день мама приходит в детский сад вместе с ребенком, остается вместе с ним, пока он знакомится с детьми и воспитателем. Мама может находиться в группе или в раздевалке. Главное, чтобы ребенок мог ее видеть и при необходимости подойти к ней и постоять рядом. Увидев, что ребенок устал, она забирает его домой. Через несколько дней мама говорит ребенку, что уйдет, например, на 5 минут (время выбирается индивидуально). Очень важно, чтобы она вернулась через указанное время.  Здесь важна обязательность – возвращение в положенный срок.

В таких случаях можно заранее, еще идя в детский садик, описать всю последовательность действий: сначала мама уйдет на определенное время, затем она придет, и они вместе будут делать то-то и то-то. Главное, чтобы у ребенка сложилась четкая картина дальнейшей его жизни и он точно знал, что в конечном итоге он окажется дома рядом с мамой.

Можно предложить малышу  игрушку или какой-то яркий талисман, которые будут «заместителем» мамы: «Когда тебе станет грустно, ты достань игрушку и поговори с ней, а я обязательно узнаю, что ты говоришь, и буду очень торопиться к тебе».

Важно показать ребенку значимость для него детского сада. А для этого перед тем, как ребенок начнет регулярно ходить в детский сад, рассказывать, что будет делать каждый член семьи, пока малыш находится вне дома: мама и папа пойдут на работу и будут делать очень важные дела (Какие? Например, помогать детям учиться и получать новые знания, готовить другим людям вкусную еду, следить за порядком в городе, строить красивые дома и прочее). Обязательно говорится о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду – учиться и расти, чтобы стать такими же, как родители. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи (он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение как вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.

Родителям нужно продумать свое поведение после возвращение ребенка из детского сада. Лучше проявить по отношению к нему те чувства, которых ему не хватало в детском саду (показать ребенку, насколько сильно вы его любите, как по нему соскучились).

Замечательно снимают эмоциональное и мышечное напряжение у ребенка после детского сада следующие приемы: игры в воде (с игрушками, мыльными пузырями, игры в «дождик» (душ), «кораблики»; переливание воды из одной посуды в другую, «мытье посуды»); вечерние прогулки. Желательно в этот период  исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать ребенку расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, аудиозаписи шума моря или звуков дождя, почитать сказку.  

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», пребывание в садике не покажутся ему вечностью


 

                                

 

Немного о гаджетах…

«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» или не мешало. А не мешало, когда нам нужно уделить время себе, ответить на срочный звонок, сделать домашние дела или просто посидеть в тишине, почитать книгу, посетить просторы интернета.

Первое, что приходит в голову — это включить мультики или дать поиграть в планшет. И, оооооооо, долгожданная свобода: ребенок занят, он не пристает с бесконечными расспросами, ничего не разбрасывает и не просит поиграть с ним.

К сожалению, реальность такова, что современные малыши с удовольствием играют с гаджетами, но испытывают трудности в играх с обыкновенными игрушками, а проще говоря, почти в них не играют. Сначала заинтересованность ребенка виртуальными играми радует родителя: «О, мой сын/дочь такой умный, любознательный... он уже в 1,5 года разбирается в том, куда нажать пальчиком на клавиатуре, так быстро «схватывает» новые правила компьютерной игрушки», и т.д. и т.п.
Через какое-то время ... вдруг... родитель начинает замечать: «А ведь мой ребенок уже не может без планшета или смартфона...». Он не слышит, что говорит родитель, пока играет в компьютерные игры, он «закатывает скандал», если лишается любимой игрушки... да и вообще, что-то с другими ребятами не может наладить какой-нибудь мало-мальский контакт.
И вот тут родитель готов кричать «SOS!», или же все-таки кричит... Начинается поиск ответов на бесчисленное количество цепляющихся друг за друга вопросов, суть которых заключается в следующем: «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Какова роль гаджетов в жизни ребенка?
Для малыша это, в первую очередь что-то яркое, привлекающее внимание, занимательное. Дети быстро обучаются работать с планшетами и смартфонами, и порой очень удивляют нас, взрослых, этой способностью. На самом деле гаджет — самая обыкновенная вещь, без которой в современном мире невозможно представить нашу жизнь. Но довольно часто эта «самая обыкновенная вещь» становится в жизни ребенка настолько необходимой, что заменяет все, что важно для его полноценного развития. В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир через общение и игру, создает свою картину мира. Познавая мир через виртуальные игры, он рискует так и не понять реальный мир с его определенными законами, особенностями. Проводя много времени за планшетом или смартфоном, ребенок остается в одиночестве, без «живого» общения, без друзей, ему очень сложно поддерживать долгосрочные отношения с детьми, адекватно проявлять свои эмоции и также адекватно реагировать на эмоциональные проявления других людей. В целом можно отметить, что в психическом развитии ребенка происходят деформации.

На самом деле в мире так много интересного, впечатляющего, яркого, что ограничиваться рамками гаджетов — это, по-моему, означает обесценивание жизни как таковой. Почему-то мы, взрослые, забываем игры, в которые сами играли в детстве. На самом деле обучение этим играм своих детей не так энергозатратно, как нам кажется. Покажите своим ребятишкам, как играть в «классики», прятки, лото, шашки. Научите ребенка строить необыкновенные постройки из стульев, одеял и других подручных средств, которые есть в вашем доме. Устраивайте семейные ужины, совместные прогулки, играйте в настольные игры всей семьей, к счастью сейчас их появилось великое множество. Так, настольные игры могут частично заменить компьютерные игры, ведь там ребенок получает живое общение и реальные эмоции, учится логически думать, взаимодействовать, он видит реакцию живых людей. Рисуйте, лепите, конструируйте вместе с детьми, читайте книги, слушайте детское радио или детские аудиокниги. Тут для взрослых — простор для фантазии.

А реальное общение! Оно бесценно! Об общении можно говорить и говорить, а сколько оно дает для развития ребенка! Согласна с тем, что большинство родителей видят детишек только вечером. Самое главное, чтобы ребенок чувствовал, что во время общения взрослый находится именно с ним, а не со своими мыслями или другими членами семьи. Даже 15-20 минут в день такого включенного общения могут дать ребенку больше, чем целый день нахождения родителя с ним.

Очень важен пример родителей. Если родители целыми вечерами сидят в социальных сетях или же играют в игры, то не стоит ждать чего-то другого от ребенка, он будет один в один повторять действия родителей. А вот если родители демонстрируют ребенку, что компьютеры им необходимы для развития или работы, то ребенок будет рассматривать компьютер как средство для достижения реальных целей (заработок, знания).
То есть, компьютер можно и нужно использовать во благо. С ребенком можно искать незнакомые слова, учить пользоваться справочными системами, читать электронные книги, прокладывать маршруты при планировании поездки. Желательно, чтобы все это проходило под наблюдением взрослого, а не пущено на самотек.

Когда же давать ребенку гаджеты?

Я считаю, что чем позже, тем лучше. Потому что, если ребенок не увидел, не услышал, не потрогал окружающий мир, если он его не познал с помощью проб и ошибок (ударился, упал, сломал игрушку, что-то разбил и др.), если он не пытался его «совершенствовать» с помощью своих «изобретений» (конструирование, рисование, лепка, рассказывание фантастических историй, сюжетные игры и др.), то его реальный мир не будет сформирован, он будет хрупок, и легко проиграет виртуальному миру.


 

   

                             

 

Почему в одной семье все дети разные?

Типичный вопрос, с которым приходит мама на консультацию к психологу: «два ребенка. Один просто золотой, а другой…». Эта тема часто является центральной в разговорах мам о воспитании детей, на сборах больших семей на праздниках и др., где в очередной раз глава семьи или мать начинают рассказывать всем о том, как один ребенок не спал ночами, а другой не доставлял никаких хлопот. Заканчиваются такие рассказы поисками родственников, соответствующих тем или иным характеристикам каждого из детей. К счастью, всегда такие родственники находятся.

 

Конечно, в одной семье дети должны максимально походить друг на друга, если дополнительные факторы не повлияют на генетическую предрасположенность, заложенную в ребенка.

Но что влияет на то, что дети в одной семье так не похожи друг на друга? Основной причиной может быть ревность, возникающая между детьми, их конкуренция, борьба за внимание родителей. Когда в семье появляется первый ребенок, мать сверхтревожна, а потому своей тревогой повышает и тревогу первого ребенка.

Общение со вторым ребенком для большинства матерей проще, так как у них уже есть опыт разрешения многих проблем. Однако между двумя детьми возникает соперничество за внимание матери. Это борьба не за любовь (выживаемость, которая и сформировала у ребенка такое свойство, зависит не от любви, которая может быть не полезной ребенку, если становится чрезмерной, а от заботы, внимания). Именно за внимание и борются дети, как борются птенцы в гнезде, в котором иногда более сильный птенец выталкивает более слабых. Это не значит, что дети не любят друг друга или ни плохи, - в них работает генетическая установка на выживание, которая непосредственно зависит от внимания матери.

Каждый ребенок в зависимости от порядка рождения развивается в разных условиях. Старший ребенок некогда был единственным, и н знает, что это такое. Младший не был таковым никогда, поэтому стратегии детей в борьбе за внимание матери различны. Старший ребенок кое-что умеет, поэтом он с большей вероятностью обратит не себя внимание матери, если нечто будет делать все лучше и лучше. Именно поэтому старшие дети обычно лучше учатся, а позднее, соответственно, достигают больших результатов.

Младше не могут делать то, что делает старший ребенок. Поэтому они обращают внимание матери на себя либо плохим поведением, либо слабостью, либо провоцируя старшего на агрессию, что позволит пожаловаться матери и получить от нее поддержку.

Именно поэтому во многих семьях старшие дети достигают больших результатов, а младшие, привыкнув, что ответственность за них несут другие, став старше, не стремятся обрести ее.

Если дети довольно рано разъезжаются из семьи, становясь старше, они все более и более походят друг на друга, так как  фактор, определяющий различие в их поведении, - родительское внимание – исчезает.

Чтобы дети не зависели от внимания родителей, ежедневно нужно не просто быть вместе с ними, но планировать свой вечер так, чтобы обязательно с каждым из них отдельно побывать с глазу на глаз. Более того, в случае проблем, когда между ними возникает скандал, наказывать не старшего, а обоих, чтобы оба учились договариваться между собой, а не использовать ссору для борьбы за мамино внимание.


 

УПРЯМСТВО ИЛИ НЕЗАВИСИМОСТЬ (часть 1)

 

С некоторых пор ребенка как подменили. Прежде ласковый и послушный, он вдруг превратился в капризного, несговорчивого упрямца. На любое слово родителей отвечает: «Нет! Не буду! Не хочу!» И попробуй ему в чем-то отказать – он закатит настоящую истерику. Неужели характер ребенка непоправимо испортился? Как теперь с ним себя вести? Этими вопросами мучаются многие родители. Для начала оговоримся, что упрямство может быть ситуативным («вообще-то он хороший, но иногда как упрется…»), а может стать чертой характера («он всегда нарочно все делает наоборот…»).

Итак, в первой части статьи мы рассмотрим СИТУАТИВНОЕ УПРЯМСТВО.

 

 СИТУАТИВНОЕ УПРЯМСТВО

u   Ребенку неприятно то, что действительно предлагает ему взрослый: он

действительно не любит молоко, действительно еще не хочет спать, действительно хочет поиграть именно с этой игрушкой.

u  Возможно, ребенок капризничает оттого, что устал или плохо себя

чувствует.

Прежде всего, подумайте, нельзя ли уступить ему или найти компромиссное решение (например: «выпей полчашки молока, а остальное оставишь; поиграй еще 10 минут и пойдем спать; давай купим эту игрушку, когда получу деньги»). В подавляющем большинстве случаев такое решение найти можно.

Однако бывают случаи, когда уступить все же нельзя.

Тогда, в зависимости от возраста ребенка можно сделать следующее:

1.      Объяснить ребенку, почему вы не можете сделать так, как он хочет. Ваше

объяснение должно быть честным и убедительным. Важно помнить, что пространные философские рассуждения о несовершенстве мироздания, в котором человек обречен страдать, тут неуместны.

2.      Иногда, чтобы облегчить состояние ребенка, сделайте вместе с ним то, чего

требуете, например, выпейте горячее молоко с пенками. Желательно признать вслух, что то, что вы от него требуете, действительно неприятно («Я сама в детстве терпеть не могла горячее молоко, но если мы не будет пить, то не поправимся и не сможем пойти гулять…»). Но даже если вы считаете, что речь идет о ерунде, покажите, что уважаете права ребенка считать иначе. Увещевания типа «почему ты не любишь есть капусту – ведь она такая вкусная» бессмысленны, так как о вкусах не спорят. Можно сказать так: «Я знаю, что ты не любишь капусту. Съешь три ложки и мы забудем о ней. Обещаю тебе, что на ужин капусты не будет». Уничижающие высказывания типа «Что за парень, который не есть все подряд» - не для детей. Это вы можете говорить сами себе, когда приходится есть что-то невкусное.

3.      Иногда ребенка можно «подкупить»: «Закапаем эти противные капли, а потом я

тебе дам конфету».  Дело здесь, конечно, не в подкупе, а в том, что ужасная перспектива горечи во рту обещает смениться приятной – сладкой конфетой.

4.      Если ребенок маленький, можно включить неприятное действие или процедуру

в игру: предложить, например, дочке, которая категорически отказывается есть, покормить своего не менее упрямого мишку.

5.      Иногда целесообразно просто отвлечь внимание ребенка предметом («смотри,

какая машина проехала за окном»), событием («как славно играют эти кошечки») или просто неожиданным поворотом мысли («а кстати, кто же у нас вчера в лото выиграл?».

6.      Иногда помогает и ход от противного: «Только не вздумай выпить это молоко!

Иначе мне ничего не достанется». Дети прекрасно понимают, что это шутка, но молоко чаще всего молниеносно выпивается, как только вы выходите из комнаты. Можно, вернувшись, удивляться и поинтересоваться, уда же девалось молоко. Если дети скажут, что приходил какой-то сказочный, мультяшный герой, то прекрасно! Отныне этот персонаж будет всегда помогать вам добиваться своего.

 

УПРЯМСТВО ИЛИ НЕЗАВИСИМОСТЬ (часть 2)

                               ХАРАКТЕРНОЕ УПРЯМСТВО

Вам предстоит серьезная работа над собственным поведением. Коль скоро у вас упрямый ребенок, попробуйте в течение одного дня записать, сколько раз вы отдали ему разного рода распоряжение, предупредили о чем-либо, сколько сделали замечаний. Попутно отметьте количество похвал, доставшихся на долю ребенка. Обращались ли вы к нему с вопросами: «А ты что хочешь?», «Что собираешься делать?». Если записей первого рода значительно больше, у вас есть причины для беспокойства.

Дети живут в другом темпе, чем взрослые. Для ребенка год жизни примерно то же, что для взрослых 5-7 лет. Поэтому взрослые часто не успевают заметить, что их ребенок уже вырос из коротеньких штанишек и обращаться с ним надо иначе. С каждым годом увеличиваются возможности ребенка самостоятельно обеспечить свои жизненные потребности, самому определять свой образ жизни.

К примеру, пятилетний ребенок вполне может решить сам:

u  Что он будет есть на ужин (из имеющихся на столе блюд) и в каком количестве,

u  Чем он займется в свободное время – порисует, повозится с конструктором или пластилином, и что именно он будет собирать или лепить,

u  Какую книжку хочет посмотреть,

u  Кого пригласить в гости на день своего рождения,

u  Спать с игрушками или без них,

u  Куда пойти сегодня погулять,

u  Какое платье или рубашку надеть, какую прическу сделать и т.д.

Как и взрослый человек, ребенок имеет право:

u  быть не в духе,

u  иметь свои вкусы и привычки, собственную точку зрения,

u  иметь в доме свое пространство, где он может поддерживать милый его сердцу порядок или беспорядок,

u  распоряжаться своими вещами по собственному усмотрению.

Характерное упрямство возникает чаще всего как защитная реакция на чрезмерную опеку или чрезмерную авторитарность взрослых – это попытка защитить себя, свою независимость. Пусть это вас не пугает. Гораздо страшнее люди без собственной воли  и убеждений. Послушание, удобное для взрослых, - свойство натуры, но оно не главное. Гораздо важнее такие качества, как любознательность, самостоятельность, активность. И чем старше ребенок, тем большая степень свободы ему необходима, и мы, взрослые, должны это понимать.

 


 

                                

Развивающие игры на кухне

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня - отличная «школа», где ребенок приобретает полезные навыки, знания.

 Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Для занятий по формированию сложных скоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:

u Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для

детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

u Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны

горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

u Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно

выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

 На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать...

u Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.

u Пусть ребенок отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д., предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

 А сколько интересных и полезных «игр на кухне» помогают развивать у ребенка мышление, речь, воображение!

u Положите перед ребенком, допустим, яблоко, апельсин и спичечный

коробок. Кто лишний в этой компании? Ответ нужно обязательно обосновать, причем, попытайтесь сделать это различными способами. Например, яблоко и апельсин можно катать, а коробок – нет. А почему? Потому что яблоко и апельсин – круглые, а коробок – прямоугольный. Яблоко и апельсин – съедобные, а коробок – нет. А что общего у этих предметов?

u Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат, сырники, суп, морс. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки.

u Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «Ч» (чашки, чайник), звук «Л» (ложки, вилки, тарелки, салатник) и т.д.

u Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «Р». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?»

u «Поищите» вместе с ребенком слова на кухне. А вот и мешочек, (коробочка и т.д.), в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

u «Угостите» друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

u Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка.) Режет овощи? (Овощерезка.) Мелет кофе? (Кофемолка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.)

u Какой сок получается из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишневый), моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот - из чего получается апельсиновый сок?

u Используя фрукты и овощи, можно научить ребенка узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу.


 

                             

                Как научить ребенка завязывать шнурки?

Задача сложная, но посильная.

Вот несколько советов, которые могут помочь:
1. Начинать обучение рекомендуется на крупных предметах. Это необязательно должны быть шнурки, их вполне может заменить поясок от маминого халата. Освоив процесс завязывания узелка и бантика на пояске, ребенок гораздо проще справится с ботинками.
2. Помните, что «повторение – мать ученья». Настройтесь на то, что нужно будет показывать процесс завязывания снова и снова. При этом нужно постараться разбить процесс на этапы.
3. Демонстрируйте на собственном примере. Для этого мама или папа встают рядом с ребенком, и начинают вместе с ним шнуровать ботинок (каждый свой), проговаривая все этапы.
4. Сделайте вместе с ребенком имитацию обуви на картоне и тренируйтесь на нем.


 

                 

Как родителям самостоятельно подготовить ребенка к ДОУ

 

1.                 Дети очень чувствительны к настроению мамы, поэтому если она сильно переживает и не верит, что в саду все будет хорошо, ребенок на бессознательном уровне тоже будет рассматривать эту ситуацию как опасную. Необходимо желание отпустить ребенка в детский сад.

2.                 Важно рассказывать ребенку, что такое детский сад, причем в мак­симально позитивном ключе. Чем больше он знает о предстоящем собы­тии, тем меньше тревоги оно вызывает. Можно почитать книжки, исто­рии про детский сад, рассказать о своем опыте, расспросить об этом бабушек, дедушек и т. д.

3.                 Если ребенок все время до детского сада проводил исключительно с мамой и ни разу не оставался с другими взрослыми, хотя бы на пару часов, ему будет сложнее адаптироваться. Он не знает, что такое остать­ся с чужими людьми на целый день и, конечно, в такой ситуации с боль­шей вероятностью будет чувствовать себя брошенным.

4.                 Если ребенок привык спать до 12, то перспектива вставать в 7 и куда-то идти ему не понравится. Важно соблюдать режим, хотя бы пе­ред детским садом приблизиться к требованиям, которые предъявляют­ся в ДОУ. В противном случае неизбежен протест со стороны ребенка по отношению к жестким рамкам.

5.                 Необходимо, чтобы ребенок мог (хотя бы недолго) играть самосто­ятельно, без активного включения родителей.

6.                 Хорошо, если у ребенка есть опыт взаимодействия со сверстника­ми, если мама ходила на детские площадки или какие-либо подготови­тельные занятия, где в совместной деятельности помогала ребенку по­нять, как общаться, делиться игрушками, вместе играть с другими детьми.

7.                 Когда ребенок начал ходить в детский сад, важно не осуждать при нем работу воспитателей. Даже если кажется, что ребенок увлечен игрой, он слышит все интересующие его разговоры. И ему, безусловно, будет сложно уважать, слушаться и позитивно относиться к людям, которых осуждает его мама.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"